История Pidzhak.Kz
Как "искусственный интеллект" помогает казахстанцу шить костюмы

История Pidzhak.Kz
Как "искусственный интеллект" помогает казахстанцу шить костюмы

Как подобрать хороший деловой костюм для работы или эффектный смокинг на свадьбу? Что делать, если стандартные пиджак и брюки из магазина плохо сидят и не имеют желаемого лоска?

Мейрам Шарипов решил облегчить жизнь казахстанских мужчин и открыл собственный портновский дом Pidzhak.kz для пошива идеальных костюмов по индивидуальным меркам. О тонкостях раскрутки бизнеса в Казахстане, секретах создания дорогих костюмов и об автоматизации с помощью «искусственного разума» предприниматель из Астаны рассказал в интервью NUR.KZ.
Вдохновение пришло в Великобритании
Моя бизнес-история началась в Англии, где я учился несколько лет. Моя специальность – финансы и IT, но на третьем курсе я всерьез увлекся костюмами. Англия знаменита своими портновскими домами.

Однажды я шел по известной улице портных в Лондоне – Savile Row, зашел к одному из мастеров и заказал себе костюм. Меня впечатлили качество и сервис. С портным мы подружились, он много рассказывал о своем деле.

Постепенно костюмы стали интересовать меня уже не просто как обывателя. Хотелось изучить этот бизнес изнутри – я начал подрабатывать в портновском доме, совмещая учебу и работу. Так появилась идея создать нечто подобное в Казахстане.
Команда Pidzhak.kz
За скоростью – в Гонконг, за стилем - в Италию
После Англии я отправился в Италию и Гонконг. Объездил около ста портных домов, смотрел, как работают их мастера. В Гонконге работают на скорость, делая ставку на высокую работоспособность и невысокую при этом оплату труда. Итальянцы подходят к вопросу с размеренным пафосом - делают упор на стиль, на красоту костюма и изыск тканей.

Мне удалось договориться о поставках с именитыми европейскими брендами Ermenegildo Zegna, Scabal, Loro Piana, метр ткани у которых доходит до 100 $. В Гонконге я открыл для себя несколько прекрасных фабрик, с которыми и решил сотрудничать. Так начался наш проект pidzhak.kz.
Как мы работаем? Клиент приходит к нам с пожеланием пошить костюм. Мы помогаем ему выбрать ткань, продумываем дизайн. Он выбирает лацканы, ворот, карманы – каждую деталь вплоть до пуговиц. Затем мы снимаем мерки – порядка 29 замеров тела. Далее заказываем ткань в Европе и отправляем в Гонконг, где мастера на фабрике создают лекало и «скелет» костюма.

На этом этапе мы получаем грубый шаблон изделия. Основное изменение костюм претерпевает уже в Казахстане. После первой примерки клиент высказывает свои пожелания – к примеру, люблю зауженные брюки, приталенный пиджак. Наш закройщик смотрит, где нужно подогнать, где изменить. Так костюм становится индивидуальным.
Девальвация дала толчок
Мы начинали с 15% казахстанского производства и постепенно перенимали технологии пошива. Сегодня уже более 50% изделия отшивается в Казахстане, в планах довести эту цифру до 100%.
Мощный производственный скачок у нас произошел после девальвации. Когда курс доллара взлетел вдвое, мы решили не поднимать цены, а удешевить производство и отшивать большую часть самостоятельно.
Благодаря соблюдению технологии, качество осталось на таком же высоком уровне.

Говорить об окупаемости пока сложно. Все, что зарабатывается, мы вкладываем обратно в производство. Недавно мы открыли магазин в Алматы – заработали и сразу же вложились в него. Теперь у нас два портных дома – в южной столице и в Астане. Также большую часть прибыли мы вкладываем в рекламу.
Реклама должна быть везде
Спрос на костюмы зависит от сезонности. Летом много свадеб, праздников – больше продаж. В другие сезоны нужен упор на рекламу.

Мы считаем, что все способы рекламирования имеют эффект. Например, увидел нас в Instagram, в Google, по радио услышал, вышел на улицу - на баннере увидел. Несколько раз встретишь упоминание компании в разных местах, уже запоминается.

Главное, предлагать что-то вкусное – акции, скидки. Два костюма по цене одного, к костюму две рубашки в подарок - чтобы человек услышал и захотел прийти.
Костюм за 99 000 тенге
Срок пошива костюма зависит от выбранной ткани. У нас более 5 000 видов ткани и более 20-30 брендов. Максимально быстрый срок – 10 дней. Самый долгий – месяц до первой примерки. Это в случае, если клиент выбрал эксклюзивные ткани. К примеру, Scabal – это ткань шейхов, знаменитостей и президентов. Ткани мы импортируем из Англии, Италии и Бельгии.

Что до цен, то я считаю, что среди индивидуального пошива они у нас самые демократичные. Минимальная цена за костюм - 99 000 тенге. Учитывая, что можно выбрать ткань, стиль, отшить по индивидуальным меркам – думаю, это недорого.

К тому же, мы предлагаем пожизненный сервис - если клиент похудеет или поправится, мы сделаем реставрацию костюма абсолютно бесплатно.
О команде
В нашей команде 18 человек. У нас есть стилисты-дизайнеры – они снимают мерки, помогают выбрать ткань и стиль костюма. Редактор преобразует мерки в цифровые коды и забивает их в специальную программу, ведь вместо слов на фабриках используют язык цифр. Есть швеи и руководящая ими закройщица. С ней нам очень повезло – она лучшая в своем деле, победитель различных казахстанских конкурсов.

Также у нас есть call-центр для общения с клиентами по телефону и консультаций, маркетолог для продвижения. Программист – наш невидимый фронт. Он обслуживает наш «искусственный разум» - программу, которую мы специально создали, чтобы бизнес работал практически с одной кнопки.
Ключом к успеху стал «искусственный разум»
Главная трудность, с которой мы столкнулись – сроки. Клиентам нужны костюмы на конкретные даты. Нужно успеть заказать ткань, направить все данные на фабрику, получить лекала, вовремя провести примерку. Уследить за всем крайне сложно – нам нужна была автоматизация. Мы создали свою CRM-систему - программу, которая все контролирует. Это стало ключом к успеху.

Все данные и пожелания клиента забиваются в базу в виде кода, устанавливается дедлайн. Программа сама оформляет заказ на поставку ткани, рассчитывает сроки, напоминает о примерке или готовности изделия. Это как искусственный разум. После снятия мерок клиенту приходит смс со ссылкой - по ней можно увидеть, на каком этапе изделие. «Раскройка лекала», «процесс шитья» или «подгонка». Данные обновляются автоматически. В нужное время программа также посредством смс приглашает клиента на примерку.

Автоматизация внедрена и на производстве. Программа отслеживает, как быстро работает швея, и строит для нее график работы на неделю вперед. К примеру, изделие нужно начать в 16:30, закончить в 17:00, в 17:30 приступить к следующему. С помощью этой же программы мы набираем сотрудников, проводя дистанционное собеседование. Соискатель созванивается с нами в Skype и проходит онлайн тесты.
Модники, чиновники и именитые спортсмены
У нас есть несколько категорий клиентов. Первая – это клиенты, для которых важен дресс-код. Они занимают определенные должности, и для работы им необходим хороший деловой костюм. Вторая категория – это модники, которые любят выглядеть необычно. Многие приходят с готовыми картинками. К примеру, часто показывают фото Гарика Мартиросяна - у него много интересных костюмов, или говорят «хочу выглядеть как Бред Питт». И мы выполняем запрос – главное, чтобы клиенту нравилось.

Конечно, наши стилисты всегда помогают с выбором, вносят корректировки. Однажды к нам пришел клиент и пожелал красный смокинг на свадьбу своей дочери. Мы убедили его выбрать что-то менее вычурное, чтобы не быть ярче невесты. Многие приходят с женами и доверяют только советам супруги. К слову, мы также шьем женские костюмы и пальто. Но прекрасный пол больше предпочитает платья, поэтому в дальнейшем мы планируем отшивать и их.


Есть еще одна категория клиентов – люди с нестандартной фигурой. Полные, руки немного разной длины, плечи шире обычного и т.д. В таком случае подобрать готовую одежду очень трудно. К примеру, я захотел синий костюм, а ушел из магазина в сером. Просто потому что пришлось купить то, что более-менее село. У нас же можно выбрать для себя любую ткань и стиль.

У нас шьются именитые спортсмены, большие чиновники. Не могу называть имен, но нашими постоянными клиентами являются многие известные личности. Потому что хороший костюм с иголочки – это статус, это индивидуальность.
Какие фишки отличают дорогой костюм?
Внутренняя бортовка на наших пиджаках выполнена из конского волоса – костюм принимает форму фигуры клиента и идеально садится. В зоны подмышки пиджака вшивается специальный материал, сдерживающий влагу. На рукавах расстегиваются все пуговицы – это признак дорогого костюма.

На поясе брюк с обратной стороны подшита прорезиненная лента, фиксирующая рубашку. Сам пояс выполнен с небольшим V-образным вырезом, благодаря которому удобно сидеть, пояс не давит. В брюки мы также вшиваем потайной кармашек для телефона, чтобы он не оттягивал карман. Для подчеркнутой индивидуальности мы можем выбить фамилию или инициалы на внутренней части пиджака.
Планы на будущее
Наша главная цель – полностью перенести производство в Казахстан. Но сразу шить так хорошо, как шьют заграницей, непросто. Мы идем к этому постепенно, перенимаем технологии и опыт. Сейчас производство налажено в соотношении 50 на 50, в скором времени планируем прийти к 100% казахстанскому пошиву.

Также через месяц мы собираемся запускать индивидуальный пошив обуви. Эта ниша слабо занята в Казахстане. Сотрудничать будем с Гонконгом и Португалией. Как и в случае с костюмами, будем постепенно перенимать технологии, и стремиться к обуви полностью «Made in Kazakhstan».
5 советов начинающим предпринимателям
1. Заниматься тем, что тебе нравится. К примеру, у нас большой упор на IT - я люблю автоматизировать, налаживать процесс. Технологии помогают нам обрабатывать большие объемы.

2. Очень много работать. Иногда я сплю по два часа. Днем выполняю текучку, ночью строю планы. Есть одно «но» – много работать получится, только если ты любишь свое дело.

3. Удачно жениться. Хорошая жена, которая всегда поддержит и поможет – залог успеха в карьере. Устанешь на работе, поговоришь с ней за ужином обо всем на свете и морально перезагружаешься. Это важно.

4. Мечтать. Это улучшает настроение, плюс вы визуализируете свои идеи.

5. Относиться к любым неудачам, как к семенам будущего успеха. Силен не тот, кто не падает, а тот, кто падает и встает.

Made on
Tilda